Однажды ее спросили чем отличается театр от того, чем она занимается. "Между перформансом и театром — огромное различие. Театр — это пространство условности: вы сидите в темном зале и смотрите на сцену, где актеры изображают других людей и рассказывают придуманные истории не про себя, где нож не нож, а кровь не кровь. В перформансе все реально, это история художника, его тело, его кровь и страдание.
При входе в центр - табличка, как в старых советских кинотеатрах, предостерегающая, что лицам до 16 осматривать проект не рекомендуется, поскольку "выставка включает в себя видео с откровенными сценами, жестокими видеофрагментами и перформанс с участием обнаженных людей".
Чтобы попасть в зал, надо, преодолевая мучительную неловкость, протиснуться между двумя голыми людьми, смотрящими друг на друга. Они там будут стоять все дни работы выставки, 595 часов.Это добровольцы,которых Марина набрала заранее и обучила.
Выставка поделена на две половины — черную, олицетворяющую шоу, театр, и белую, которая создает атмосферу музея.
В черном зале наготу трех молодых женщин, в ряд лежащих на постаментах-кушетках, прикрывают только... скелеты, и скелеты как будто дышат. На самом деле в них «вдыхает жизнь» юная живая плоть — это, по Абрамович, диалог жизни со смертью. Собственную силу духа легендарная перформансистка не раз доказывала, сажая на голову скорпиона или шипя на змею, как змея... Зачем? 65-летняя красивая сербка с толстой черной косой, мягкими движениями и спокойным голосом отвечает так: «Я работаю с простыми вещами — страхом страдания, страхом страха, страхом смерти. Если я могу преодолеть трудности, значит, и публика может».
— Мы очень быстро живем, нет времени сесть и застытье. Пару лет назад в нью-йоркском МоМА она часами, сидя за столом, смотрела в глаза людям. Любой мог попробовать поиграть в гляделки с бабушкой перформанса». Испытать магию пристального взгляда можно и арт-выставке, а можно совместить художественный акт с наукой. Делать нужно то же — играть в гляделки, но со специальным устройством на голове, фиксирующим активность мозга. На эксперимент записываются заранее: может, попадете на Марину, а может, на ее русских клонов. Их отдельно представили журналистам: 47 человек в одинаковых костюмах военной расцветки. Выяснилось, что большинство экстремалов, решивших бесплатно раздеваться с октября по декабрь, пришли к Марине, чтобы решить личные проблемы. Кто-то разочаровался в работе, кто-то искал просветления, а кто-то... из необъяснимой ненависти к перформансам Абрамович.
Далее следует "белый куб" - там демонстрируются музейные экспонаты из разных ретроспектив Марины, например 72 предмета из "Ритма 0" - свечи, вата, цепи и помада. Воплощая это перформанс в 1974-м году, Абрамович предложила зрителям делать с ней все, что заблагорассудится с помощью этих вещей. Те вначале стеснялись, а потом искалечили и чуть было не убили ее из предложенного пистолета.
************************** ****************************
Лично меня шокировала ее работа с сербским фольклором. Предупреждаю, что видео, размещенное ниже нельзя просматривать в присутствии детей или на рабочем месте. Тогда художница исследовала сербский фольклор и обнаружила, что он пропитан эротизмом и сексуальностью, связанными с традиционными культами плодородия в крестьянских ритуалах. Каждая из эротических манифестаций имеет сугубо утилитарное назначение: защита против злых духов, молитва о урожае или излечение больных детей.
ссылка