Katia Lexx (katia_lexx) wrote,
Katia Lexx
katia_lexx

Жестокий психологический эксперимент "Третья волна"

"Третья волна" или как за неделю стать фашистом?

Давайте мысленным взором переместимся в Германию начала 30-х.

Посмотрим на простых немцев, мирно потягивающих баварское пиво, на ребятишек, весело играющих на ухоженных улицах, на добропорядочных фрау, идущих в кирху на воскресную молитву.Перед вами простые немцы – культурные, общительные, религиозные, законопослушные, трудолюбивые, пунктуальные. Все они, конечно, разные, но в целом это разумный, цивилизованный европейский народ.

...Теперь переместимся в начало 40-х. Вот хохочущие немецкие солдаты фотографируются с повешенными коммунистами. Вот расстреливают комиссаров и евреев. Вот упитанные охранники с надрывающимися от лая собаками охраняют очередь в печи Освенцима.Вот хладнокровные помощники доктора Менгеле проводят бесчеловечные опыты на людях. Вот эсесовцы пытают пленных, вот сожжённые дотла деревни, вот виселицы, вот списки на отправку в Германию...

Как же так случилось, что в первом и втором абзаце – одни и те же люди? Покажи им в 30-х кадры их же самих в 40-х, не поверили бы! В это очень трудно поверить – что простые, честные, трудолюбивые, законопослушные, добропорядочные, цивилизованные люди могут превратиться в хладнокровных убийц, садистов, палачей, грабителей и вандалов. И всё это за весьма небольшой срок. Как это возможно?

Для исследования этого явления были проведены многочисленные эксперименты. Наиболее масштабный из них провел в начале апреля 1967 года учитель истории Кубберлийского колледжа Рон Джонс. Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.

В понедельник он объяснил студентам силу дисциплины.
Демократия культивирует индивидуализм в людях, сообщил им Джонс, это её самый главный порок, и он должен быть устранён. Новое движение получило девиз «Сила через дисциплину, сила через сообщество, сила через действие, сила через гордость». Название «Третья волна» соответствовало поверью, что в серии океанских волн третья – самая сильная.
Были введены правила для участников движения – соблюдать дисциплину, сидеть прямо, перед ответом вставать, перед заданием вопроса поднимать руку, обращаться к учителю «Мистер Джонс» и отвечать предельно лаконично (не более трех слов).Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

На следующий день Джонс объяснил классу, самостоятельно севшему «смирно», силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы.Были выработаны название движения, его приветствие, которое выполняли участники при встрече друг с другом и с учителем даже вне класса. Ученики разработали сами логотип движения, процедуру инициации новых членов.

Вне класса эксперимент начал жить своей жизнью: первоначально группа включала 30 участников, но уже на следующий день в неё вошли друзья студентов из других курсов, и их стало 43, а ещё через день, когда Джонс обучил их, как вербовать новых членов, их стало более двухсот.
Уже через два дня дисциплина принесла свои плоды, у многих участников резко повысилась успеваемость и работоспособность. Правда, к удивлению Джонса, появились первые доносчики, сообщавшие учителю о случаях нарушения членами «Третьей Волны» учреждённых им правил.Участники движения стали рисовать свои логотипы по всему городу. Те из студентов, кто не примкнул к движению, стали подвергаться дискриминации со стороны участников движения

Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны.
В четверг утром аудитория была разгромлена отцом одного из школьников, ожидавшим Джонса в коридоре. Он был не в себе, объяснил своё поведение немецким пленом и просил понять его. Джонс, пытавшийся ускорить завершение эксперимента, объяснил учащимся силу гордости. 80 собравшихся в классе школьников услышали, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в других регионах страны созданы сотни отделений Третьей волны, а в полдень пятницы об их создании по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.
В полдень пятницы 200 учеников набились в кабинет, включая представителей молодёжных субкультур, не интересовавшихся школьными делами в принципе. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. В полдень телевизор был включён, но на экране ничего не появилось. Видя недоумение школьников, Джонс признался, что движения не существует, а ученики отказались от собственного мнения и легко поддались манипуляции. По его словам, их действия не сильно отличались от поведения немецкого народа в критические годы. Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.

Тод Штрассер под псевдонимом Мортон Рю написал книгу «Волна», в которой описал эксперимент Джонса. В 1981 году по этой книге был снят одноимённый телефильм. Рон Джонс сам дополнил книгу своими материалами об эксперименте.
В 2008 году был снят новый фильм «Волна» Денниса Ганзеля, где действие перенесено в современную Германию.
Источник
Источник
Tags: психология, фашисты
Subscribe
promo katia_lexx июнь 30, 2010 19:11 48
Buy for 100 tokens
В Канаде проживают 34 млн человек Канадские ученые пришли к выводу, что употребление марихуаны способствует росту новых мозговых клеток. Папа Римский Бенедикт XVI сообщил, что канадские законы противоречат канонам Католической церкви, и обвинил политиков этой страны в том, что они игнорируют…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments