
На следующей неделе ей исполнится сто лет со дня рождения.Ирена родилась 15 февраля 1910 — 12 мая 2008.
Младенцев она прятала в ящик из под инструментов, более взрослых детей — под брезентом в кузове своего грузовика. У нее в кузове сидела собака обученная лаять, когда ее впускали в гетто или выпускали из него. Лай собаки заглушал шум или плач, издаваемый младенцами.
Она записывала данные всех спасенных детей и прятала этот список в стеклянной банке, закопанной у нее во дворе, надеясь после войны разыскать родственников детей.
В 1943 году она была арестована по анонимному доносу. Ее приговорили к пыткам (жестко избивали и переломали обе ноги и обе руки) и казни. Она была спасена — охранники, которые вели ее к месту казни были подкуплены. В официальных бумагах она была объявлена казненной. До конца войны она прожила, прячась, но продолжала помогать еврейским детям.
После войны она раскопала тайник с банкой и пыталась найти родителей спасенных детей. Однако большинство родителей погибли в лагерях.
Польское правительство не выпускало Ирену Сендлер из страны по израильскому приглашению. Она смогла посетить Израиль только после падения коммунистического режима.[1]
Последние годы своей жизни Ирена Сендлер жила в однокомнатной квартире в центре Варшавы.
В 1965 году израильский музей Холокоста «Яд ва-Шем» присудил ей звание Праведника народов мира. В 2003 награждена была Орденом Белого орла. В 2006 польский президент и премьер-министр Израиля выдвигали её кандидатуру на Нобелевскую премию мира, однако премия была присуждена вице-президенту США Альберту Гору
Journal information