Многие из лучших своих снимков французский фотограф и художник Жак Анри Лартиг (Jacques Henri Lartigue) (1894-1986) сделал еще в детском возрасте. В 1901 г. отец подарил ему громоздкий фотоаппарат на деревянном штативе. Детство Лартига сопровождалось появлением автомобилей и самолетов. Этот фотограф официально нигде не учился,настоящим призванием Лартига была все же живопись, но фотографией он занимался параллельно вплоть до самой своей смерти в 1986 году.
Любимым сюжетом Лартига были виды парижских улиц, особенно с «хорошенькими женщинами, эксцентричными, элегантными, в экипажах, запряженных лошадьми, или в прекрасных сияющих автомобилях».
Начало ХХ века. Все начинается со счастливого детства двух братьев, родившихся в состоятельной, гармоничной и немного конформистской семье, где все всем восхищаются. Его отец, Анри, — предприниматель, он увлекается фотографией, как просвещенный любитель, и знакомит своего сына Жака с тайнами фотосъемки и печати. Делает он это с умом: показывает ребенку, как работают аппараты, но не давит на него ненужными советами и не препятствует детской свободе и непосредственности. Фотография становится естественным продолжением «глаза-ловушки», как назвал сам Жак придуманную им игру — открывать и закрывать глаза, пытаясь удержать в них картинки.
У него от природы очень верный вкус. Доверяя своему глазу, он умеет выбирать объекты, кадр, угол съемки и с удивительной легкостью обращается с аппаратами. Лежа на животе в своей комнате, он фотографирует эти маленькие гоночные машинки так же, как наблюдает с уровня земли за макетами, которые мастерит брат по подобию больших машин, оживляя их заразительным колдовством. Для него не только самолеты отрываются от земли. Все, что относится к движению, его завораживает. В одиннадцать лет он снимает свою кузину Бишонад в полете, схватывает своего кота Зизи и собачку Тюпи в момент прыжка, им же спровоцированного. Мимолетность этих мгновений для него как вызов. Он нажимает на спуск в момент высшей точки, полностью сохраняя контроль над желаемым эффектом.
Еще до 1900 года фотографические аппараты позволяли фиксировать объект в движении. Но моментальная фотосъемка в то время была редкой дерзостью. Кроме того, медлительность, с которой приходится использовать аппараты того времени, требует от фотографа редкой наблюдательности и концентрации, а также способности предвидеть изображение. Жаку Лартигу это почти физическое искусство отлично удается.
Источник
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

























Journal information