«Однако когда дело дошло до выбора единственного фотожурналиста, чье влияние было наиболее значительным, оставившим величайшее наследие, у нас не было ни малейшего сомнения», – сказал основатель и редактор «The Digital Journalist» Дирк Хэлстид, - «Мы выбрали Альфреда Эйзенштедта».
Альфред Эйзенштедт (Alfred Eisenstaedt), известный среди друзей под именем Эйзи (Eisie), родился в еврейской семье 6 декабря 1898 года в Западной Пруссии. В 1906 году семья переехала в Берлин, откуда во время Первой Мировой Войны молодой человек был призван в армию. Демобилизовавшись после ранения он стал торговать галантерейными товарами.
Свой первый фотоаппарат – складной Кодак с катушечной пленкой – Альфред получил в 14 лет. В середине 1920-х годов он начал посылать фотографии в популярную в до-гитлеровской Германии газету «Berliner Tageblatt», позднее стал продавать фотографии в «Associated Press». В то время он не думал, что это станет делом всей его жизни: «Фотожурнализм только-только зарождался, да и о фотографии я почти ничего не знал», – вспоминал он позднее, – «Для меня это было приключением».Первая встреча Адольфа Гитлера и Бенито Муссолини, Венеция, 1934
Уже в начале 1930-х годов, используя стеклянные негативы и крайне неудобное фотооборудование, Альфред Эйзенштедт сделал несколько работ, которые благодаря своей исторической и художественной ценности вошли в копилку лучших фотографий всех времен и народов. Достаточно упомянуть официанта на коньках в отеле в Санкт-Морице; миланский оперный театр «Ла Скала», пожимающих друг другу руки Гитлера и Муссолини. Очень сильная фотография была сделана в 1933 году в Женеве во время пятнадцатой сессии Лиги Наций. Д-р Джозеф Геббельс, Министр культуры и пропаганды, на Лиге Наций, Женева, 1933«Там на лужайке перед отелем сидел доктор Джозеф Геббельс, гитлеровский Министр пропаганды. ... Неожиданно он поднял на меня глаза и в этот момент я нажал на кнопку. Его глаза были полны ненависти. ... Эту фотографию неоднократно публиковали по всему миру. Меня спрашивали, как я себя чувствую, когда фотографирую подобных персонажей. Конечно, не очень хорошо, но когда у меня в руках камера – я ничего не боюсь».
В 1935 году Эйзенштедт почувствовал, что Германия становится все менее и менее гостеприимной и уехал в Америку. Несмотря на незнание языка, он быстро добился успеха: уже в следующем году он стал одним из первых фотографов журнала «Life», который по мысли его основателя Генри Льюса «должен был рассказывать истории используя фотографии вместо текста». В то время журнал только начинал свою деятельность и в том, что он стал самым популярным изданием в Соединенных Штатах и в Западной Европе немалая заслуга Альфреда Эйзенштедта.
Первое время в Америке Эйзенштедт использовал среднеформатный фотоаппарат Rolleiflex, который очень нравился ему «потому что Rolleiflex можно держать внизу, не поднимая к глазам; таким образом, никто не видит, как я фотографирую», – пояснял он, – «Я просто стоял без движения как статуя. И никто не видел, что я делаю. Для того чтобы делать такие фотографии нужно быть ненавязчивым и уметь смешаться с толпой». Если к этому добавить невысокий (чуть более полутора метров) рост фотографа, то понятно, что он был практически невидимкой – не только с Rolleiflex, но и с Лейкой.
День победы над Японией на Таймс-Сквер, Нью-Йорк, 1945 Самую знаменитую фотографию Альфред Эйзенштедт сделал 14 августа 1945 года, когда вся Америка праздновала так называемый «V-J Day» (Victory over Japan Day – день победы над Японией). В вечер этого дня он прогуливался по площади Таймс-Сквер, где находился пункт набора добровольцев в армию. Около 7 часов вечера по радио объявили о капитуляции Японии и площадь взорвалась криками радости. Видимо происходящее весьма напоминало события мая того же года в Советском Союзе, знакомые нам по фотографиям, кинофильмам и рассказам родителей: совсем незнакомые люди обнимались, плакали друг у друга на груди, целовались и поздравляли друг друга с победой.
Естественно Альфред Эйзенштадт оказался там не случайно и не с пустыми руками. Позже он вспоминал, что ходил взад и вперед фотографируя радующихся людей, когда заметил матроса, который «носился по площади и целовал без разбору всех женщин подряд: молодых и старых, толстых и тонких. Я наблюдал, но желания сфотографировать не появлялось. Неожиданно он схватил что-то белое. Я едва успел поднять камеру и сфотографировать его целующего медсестру».
Эта фотография, которую Эйзенштадт в шутку называл «Безоговорочная капитуляция», стала для американцев символом победы во Второй мировой войне. В 2005 году на Таймс-Сквер появилось скульптурное изображение целующейся пары сделанное на основе фотографии скульптором Сьюардом Джонсоном. К сожалению, городские власти не разрешили установить скульптуру на постоянной основе, поэтому она украшает площадь только в дни празднования годовщины победы над Японией.
Eisenstaedt фотографировал королей, диктаторов и звезд кино, но он также чутко изображал простых людей в повседневной жизни. Его целью, как он однажды сказал, было "найти и поймать сказочный момент".

























Альфред Эйзенштедт о фотографии:
* Мне не нужны ассистенты. Даже я сам уже лишний, хватило бы одной камеры.
* Я всегда появлялся как друг. Если кто-нибудь не хотел фотографироваться, я не фотографировал.
* Мы живем в мире, состоящем из последовательности скоротечных моментов, и каждый из них может нести в себе нечто значительное. Когда такое мгновение приходит, я действую инстинктивно. Между глазом и пальцем проходит как бы электронный импульс. Но даже это слишком долго. Я мечтаю о времени, когда не нужно будет тратить время на шаг между мозгом и пальцем нажимающим на кнопку. И я смогу фотографировать, просто мигнув глазом. Вот тогда я и стану настоящим фотографом.
* Никогда не строй из себя босса. Важнее поладить с людьми, чем получить хорошую фотографию.
* Когда у меня в руках камера — я ничего не боюсь.
* Я должен быть дипломатом не меньше чем фотографом.
* Каждый профессионал должен оставаться любителем в сердце.
cсылка на текст