Katia Lexx (katia_lexx) wrote,
Katia Lexx
katia_lexx

Categories:

Фотоклассики - Диана Арбюс.

"Я действительно убеждена в том, что есть вещи, которые никто не видел до тех пор, пока я их не сфотографировала"

Диана Арбюс (Diane Arbus)



«Фрики – те, кого я часто снимаю. Они были одними из первых моих моделей и остаются ими поныне. Я обожала их. Некоторых люблю и по сей день. Не могу сказать, что они мои лучшие друзья, но с ними я испытываю особые чувства – смесь стыда и благоговения. Людей с физическими отклонениями многие воспринимают как сказочных героев, которые заставляют тебя остановиться и требуют ответа на неразрешимую загадку. Дело в том, что многие из нас идут по жизни, пытаясь избежать травм и потрясений. Фрики рождаются с травмой. Они уже прошли это испытание. Они от рождения – аристократы».

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)


"Темой творчества Арбюс были сюрреальность, больные и покалеченные люди в их повседневности. Она фотографировала тех, кто по мнению общества, являлся его аутсайдерами: трансвеститов, карликов, проституток, душевно и физически ущербных людей. Запечатлевала Диана и обычных людей, однако её камера всегда придавала их позам некую отчуждённость, неспокойность. Арбюс никогда не принуждала своих персонажей к позированию, а всегда давала им пространство и время, для того, чтобы те нашли своё место перед её камерой. Фотографии Арбюс нельзя назвать ни постановочными фотографиями, ни произвольной съёмкой, однако всегда в её кадре возникали образы гротескные, отталкивающие и необычные даже в повседневности.

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)


Диана Арбюс (урождённая Диана Немеров) родилась 14 марта 1923 года в районе Гринвич города Нью-Йорк, США в семье по фамилии Немеровы и росла вблизи престижных нью-йоркских районов Парк-Авеню и Центрального Парка.

Её семья владела меховым магазином под вывеской Russeks (девичья фамилия матери Дианы) на пятой Авеню, где вместе с настоящим мехом продавались подделки под одежду знаменитых дизайнеров, вроде Chanel. Отец Дианы был главным вдохновителем этого бизнеса, настоящим трудоголиком: работа занимала почти всё его время, в остальном он редко участвовал в жизни семьи и имел множество романов на стороне. Мать Арбюс занималась в основном шоппингом и разговорами по телефону и часто была недоступна для собственных детей. Воспитание детей было поручено няням (у каждого ребёнка была своя). Диана с самого детства была очень близка со своим старшим (на три года) братом Говардом (Говард Немеров позже стал известным поэтом); своей младшей на пять лет сестре Рене, ставшей позже дизайнером интерьеров, Диана была как мать.

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)


В 1930-е годы Диана посещала Школу этической культуры (Ethical Culture School), а чуть позже — Филдстонскую школу (Fieldston School), где и были впервые замечены её таланты к изобразительному искусству. Таланты эти всячески поощрялись отцом Дианы: он специально просил личного иллюстратора Russeks, Дороти Томпсон, регулярно заниматься с Дианой.В 1937 году Диана встречает будущего
Аллана Арбюса и немедленно изъявляет желание выйти за него замуж. Дабы помешать этому, родители Дианы, отсылают её в 1938 году на летние курсы в Каммингтонскую школу искусств, где Диана знакомится с Алексом Элиотом (Элиот в 1947 году займёт пост художественного редактора журнала Time). Алекс Элиот стал второй большой влюблённостью Дианы.

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)


В 1941 году восемнадцатилетняя Диана против воли родителей выходит замуж за Аллана Арбюса. Замужество казалось Диане единственной возможностью сбежать из-под влияния родителей. У супругов родились две дочери: Доон (в 1945) и Эми (в 1954). Диана проводила с ними очень много времени. Чтобы прокормить семью, Аллан работал на двух работах продавцом, а параллельно пытался подрабатывать фотографом, хотя всю жизнь мечтал играть в театре и кино, но из-за семейных обязанностей от этой своей мечты Аллану пришлось отказаться. В 1943 году Аллан Арбюс окончил армейские курсы фотографов.
Под влиянием и с помощью мужа в 1946 Диана году становится фотографом моды: первые заказы она получает от своего отца, который частично помогает с финансированием их фотографического оборудования.

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)


В 1951 году они целый год путешествуют по Европе. Диана открывает для себя возможность самовыражения и выражения своего видения мира с помощью фотографии. Вместе с мужем она готовит свои фотоработы для парижского Vogue. В середине 1950-х Арбюсы знакомятся с Ричардом Аведоном, который уже тогда был образцовым фотохудожником. Долгое время Диана и Аведон оставались друзьями и почитателями работ друг друга. Однако сама Диана была недовольна своими работами.
В это время у неё обостряются тяжёлые депрессии, которые с некоторыми перерывами заставляли её страдать с самого детства. Неудовлетворённость достигнутым в работе усиливает боли. Аллан поддерживает свою жену, однако после очередного нервного срыва в 1957 году они решают перестать работать вместе. Диана начинает работать самостоятельно, в то время как Аллан продолжал вести дела их студии. Но после профессионального разрыва спустя год последовал и личный. Диана и Аллан продолжали оставаться друзьями, и развелись лишь в 1969 году, когда Аллан захотел жениться во второй раз.
Диана в одиночку пытается найти свою тему в фотографии. Она посещает несколько мастер-классов известных фотографов, однако в большинстве своём остаётся недовольна. На курсах австрийского фотографа Лизетты Модель, ставшей знаменитой благодаря своим портретам из ночной жизни города, она слышит предложение мадам Модель «фотографировать экстремальное». Как следствие, Диана в поисках натуры для подобного «экстремального» обнаруживает несколько нью-йоркских клубов с трансвеститами, где находит своих первых моделей. Живописность фриков – в физической уязвимости и духовной стойкости. Их притягательность для всех художников ХХ века – в природной перверсии: травмы и комплексы, скрытые внутри всех нас, вышли на поверхность, оказались выраженными, обрели измерение. В этом плане Диана Арбюс – прямая наследница европейских королей, державших при себе шутов-уродцев, чтобы показать относительность монаршего блеска.

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)


В конце 1950-х годов Диана Арбюс представляет ряду журналов свои первые работы на новую для себя тему.
Знаменитый писатель Норман Мейлер, увидев первые работы Арбюс, сказал: «Давать Арбюс камеру — всё равно, что дать разрешить ребёнку играть с гранатой»

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

«Ребёнок с игрушечной гранатой в Центральном парке» (Child with Toy Hand Grenade in Central Park, Нью-Йорк, 1962).
Эта фотография стала своего рода "визитной карточкой" Дианы. Перед нами худенький мальчик, с неуклюже свисающей с левого плеча лямкой комбинезона, сильно прижимающий свои тонкие длинные руки к туловищу. В своей правой ладони он крепко сжимает игрушечную гранату, а левая ладонь сжата в форме крюка, выражение его лица маниакально. Чтобы сделать эту фотографию Арбюс попросила мальчика стоять на месте, а сама начала ходить с фотоаппаратом вокруг него, пытаясь найти правильный угол. Мальчику надоело ждать и он сказал ей «Снимайте же, наконец!». Его усталый болезненный внешний вид передаёт его напряжение и попытку сконцентрироваться.
Оригинальный принт был продан в 2005 году во время весенних торгов на ведущем аукционе в Нью-Йорке - Christie's. Работа стала самым дорогим лотом на этих торгах и была продана более чем за USD 350.000

Диана Арбюс (Diane Arbus)

«Близнецы» (Identical Twins, 1967)
Две сестры-близняшки, одетые в вельветовые платья, стоят прижавшись друг к другу. Одна из них слегка улыбается, а другая — слегка нахмурена. Контраст в выражении лиц почти одинаковых девочек - эстетическая находка Арбюс, которую потом использовали в кинематографе, в частности, Стенли Кубриком в фильме «Сияние», где также присутствует сцена с двумя близнецами в одинаковых позах. Эта фотография до сих пор находится на шестом месте в списке самых дорогих фотографий всех времён: в 2004 году она была продана за 478 400 долларов США.

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)


В десятилетие между 1960 годом и вплоть до своей смерти в 1971 Диана Арбюс зарабатывала себе на жизнь в основном в качестве свободного фоторепортёра для различных журналов. Собственно, как вид искусства фотография вообще не воспринималась. Практически все фотографы того времени вели по сути двойную жизнь: пять дней в неделю они делали фотосъёмки для газет и журналов, а на выходных занимались тем, что в их понятии подразумевалось под творчеством.
Диана Арбюс была одной из самых смелых, кто пытался навязать заказчикам авторское видение и свой собственный стиль в фотографии. Успех был во многом обусловлен и тем, что многие вещи, которые она запечатлевала, становились доступными остальному зрителю исключительно благодаря её статусу репортёра прессы.

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)


Большое влияние на Арбюс оказал вновь открытый в 1961 году после долгого забвения фильм Тода Броунинга «Уродцы» (Freaks, 1932), в котором снимались наряду с обычными актёрами циркачи с экстремальными физическими отклонениями. Впоследствии Арбюс приложила значительные усилия, чтобы познакомиться с такими людьми, добиться их доверия и согласия позировать для фотосессий.
В 1963—1966 годах её деятельность была поддержана Музеем Гуггенхайма. С 1968 года Диана регулярно работает с журналом Sunday Times Magazine. Этот журнал совместно с другим популярным изданием Nova решает в 1970 году пожизненно финансировать жизнь Дианы Арбюс в Англии. В том же году Диана начинает работу над своей знаменитой серией о людях с физическими уродствами, получает Премию Роберта Льюиса от Американского общества журнальных фотографов, однако в этот период её здоровье начинает стремительно ухудшаться. После перенесённого в 1966 и 1968 годах гепатита у Дианы обостряются приступы депрессии и, несмотря на длительные курсы терапии, боли усиливаются. Упомянутая ранее Лизетта Модель однажды высказала мнение о том, что Арбюс страдала одним из видов шизофрении. Причина болезни могла крыться в обсессивных и неразрешимых ожиданиях от работы, которые питала Диана.
В 1971 году Диана Арбюс была одной из самых известных женщин-фотографов Америки после Доротеи Ланж (Dorothea Lange) и Маргарет Бурк- Уайт (Margaret Bourke White). Однако к моменту признания её творчества Диана Арбюс уже имела серьёзные проблемы со своим психическим здоровьем, что в конечном итоге и подтолкнуло её к самоубийству.
Находясь на самой вершине своего успеха, в самом разгаре творческой карьеры, фактически став живой легендой в мире фотографии, сорокавосьмилетняя Диана Арбюс решает добровольно уйти из жизни: 26 июля 1971 года в своем доме на Гринвич-Виллидж, приняв большую дозу барбитуратов, она вскрывает себе вены. Ходили слухи, что она фотографировала свое самоубийство, но эти фотографии (если конечно они существуют) так и не были найдены.
Смерть Дианы Арбюс потрясла художественный мир и вызвала новый взрыв интереса к её творчеству. В 1972 году работы Дианы Арбюс впервые экспонируются в течение нескольких месяцев на венецианской биеннале. Главная ретроспективная выставка её фотографий, прошедшая в нью-йоркском Музее современного искусства в 1972 году и позже показанная в различных музеях Америки и Канады, собрала более 7 миллионов зрителей. В 1973 году ретроспектива её работ была организована в Японии, а затем была показана в странах Западной Европы.

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Арбюс с 1962 года использовала в съёмке марку Rolleiflex, что привело в процессе работы к увеличению негативов с формата 35 мм до размеров 6х6 см. Этот пассивный квадратный формат соответствовал её центрированной в композиционном смысле манере съёмки, и негатив оказывался наполненным большим количеством деталей. Диана Арбюс всегда ориентировалась на работу в студии: выбор подходящей камеры, освещения объекта и строго продуманная композиция противоречили принципу «случайной композиционности», которого придерживалась Арбюс. Её работы, с необычным светом и тенью, в своей эстетике «мгновенности кадра» всегда противопоставлялись господствовавшей тогда философии идеально выстроенного кадра.
Одно из самых любимых словечек Дианы – почти непереводимое «scrutiny»: «изучение», «внимательное всматривание», «испытующий взгляд». С помощью этого взгляда она препарировала обыденность в мистический триллер. Снимала будни и нехитрые американские праздники таким образом, что они превращались в дьявольские ритуалы. Схватывала в облике портретируемых такой момент, когда вдруг проступала, по ее выражению, их «особость» (довольно часто, заметим, слишком неприглядная).

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)


В 1972 году куратор Музея современного искусства Нью-Йорка Джон Шарковски подготовил ретроспективу работ Арбюс, однако каталог отобранных фотографий был отклонён почти всеми издательскими домами. Напечатать монографию согласился лишь журнал Aperture. Монография стала одной из наиболее влиятельных в мире фотографии книг, была переиздана 12 раз и разошлась более чем стотысячным тиражом. Ретроспектива Арбюс в нью-йоркском Музее современного искусства по всей стране привлекла более 7 млн. зрителей. В том же году Арбюс стала первым американским фотографом, представленным на Венецианском биеннале. Её работа Identical Twins до сих пор находится на шестом месте в списке самых дорогих фотографий всех времён: в 2004 году она была продана за 478 400 долларов США.

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)


Она оказалась первым фотографом, фланирующим в трещинах и разрывах людских душ. Когда облик расползается по швам. Эту трещину – между видимым и скрытым – любой человек пытается завуалировать. «Каждый из нас хочет выглядеть одним способом, а получается совсем другой. На улицах как раз и бросаются в глаза эти изъяны. Ведь весь наш облик – это знак того, как мы хотим, чтобы о нас думали. Но всегда имеется разрыв между желанием и реальностью. В этом заключена горькая ирония – то, что ты внутренне желаешь, никогда не проявляется в полной мере».
Проще говоря, мы надеваем маску, но она в глазах Арбюс не скрывает, а, наоборот, выдает наши тайны. Иной заметит: «И зачем раскапывать то, что человек пытается скрыть?» Собственно, за это Диана Арбюс себя неоднократно упрекала. Называла свою профессию жестокой, ненавидела себя за извращенный взгляд.
Впрочем, в отличие от многих своих последователей, использовавших камеру наподобие отмычки или кувалды для взламывания чужих тайн, наша героиня обладала одним выдающимся качеством: она умела ждать. Диана (ее девичья фамилия) вспоминала, что в силу застенчивости постоянно медлила с решительным действием и предпочитала просто отсиживаться в стороне. В итоге она открыла древнюю китайскую максиму – скука ожидания всегда переходит в очарование. Камере оставалось только запечатлеть то, что после долгого томления ей выносили на блюдце.

Диана Арбюс (Diane Arbus)

«Еврей-великан со своими родителями дома в Бронксе, Нью-Йорк» (Jewish Giant at Home with His Parents in The Bronx, NY, 1970)
Эдди Кармел, известный в США как Еврей-великан (Jewish Giant) стоит в квартире своей семьи с отцом и матерью, которые намного ниже его ростом. Фотографию можно интерпретировать различными способами. С одной стороны видно, как необычное тело мужчины контрастирует с привычной счастливой домашней жизнью. С другой стороны, торжественность в позах родителей и сгорбленность великана, показывает непреодолимую пропасть в отношениях между ними. Также можно отметить удивление миссис Кармел при взгляде на своего сына, как будто она видит его впервые в жизни. Рост Эдди составлял 268 см, он прожил 36 лет.

Диана Арбюс (Diane Arbus)

Диана Арбюс (Diane Arbus)
Tags: фотогалерея, фотограф
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments