автопортрет
Красивая фотография — вовсе не обязательно фотография красивого объекта - это как равз про работы Яна. И доказательство это становиться еще более убедительным, если учесть, что он работает в жанре эротической фотографии, для которой красивый объект всегда был — и остается — одним из главнейших условий, для некоторых даже более важным, чем мастерство фотографа. Поэтому, несмотря на мировую славу, отношение к творчеству Саудека далеко не однозначно — даже гением его называют осторожно, как будто испуганно оглядываясь по сторонам.
На первый взгляд, гротескный и фантастический мир фотографий Яна Саудека далек он нас, как древняя сказка, рассказанная однажды поздним вечером при свете свечи. Но сразу же ты погружаешься в него, будто бы «ныряешь» в пространство фотографии, и тебя захлестывает волной эмоций. Чувства у Саудека имеют миллион оттенков, например «любовь»: материнская нежность, отцовская защита, братский поцелуй, детское восхищение, чувственное наслаждение, или даже пошловатая и утрированная сексапильность. При этом его ранние работы открывают нам положительные и возвышенные черты людей: любовь и семейные ценности, – а в более поздних работах все чаще и ярче проявляется тема противостояния на грани войны мужского и женского начал. В этих фотографиях нежность и восхищение заменяются тщательным анализом людей, очень часто с ироническим и даже саркастическим подходом:
«Есть страна женщин и страна мужчин, - говорит Саудек, - они ведут войну, которая никогда не прекратится. Женщины сильнее мужчин, поэтому они и способны давать жизнь. Если надеяться на мужчин, то человечество вымрет за одно поколение. Женщины выдерживают несравненно больше, чем мужчины. Они выносливее, крепче и способны больно ранить мужчину. Такое со мной часто случается, но я зализываю раны, как кот и снова принимаюсь бегать по крышам»
Источник